Хроника катастрофы.
Факты.
Коментарии.
Фоторепортаж с места катастрофы.
Версии.
Списки пасажиров и членов экипажа.
Расшифровка переговоров экипажа.
Ту-154:трагедия не первая
и не последняя.
3 июля разбился Ту-154М, выполнявший рейс Екатеринбург - Владивосток и намеревавшийся
совершить промежуточную посадку в Иркутске для дозаправки. Уже выпущены
шасси и закрылки... Снижающийся самолет кренится влево и камнем падает
вниз. Прочертив левым крылом и ударившись о землю шасси, самолет развалился
и загорелся...
УМУДРЕННЫЕ опытом авиакатастроф жители деревни Бурдаковка лишь безнадежно
махнули рукой. Не упал на деревню - спасибо летчикам, герои... Иркутяне
навидались горя: в декабре 1997-го на город рухнул "Руслан", в январе
1993-го прямо в аэропорту разбился Ту-154, взлетавший с отчаянно мигающей
сигнализацией об отказе систем воздушного судна... А
теперь мы вновь потрясли мир трагедией, едва ли "не приурочив" ее
к августовской годовщине гибели атомной лодки "Курск". Как сказал
один воскресный телеведущий, с тех пор мы научились цивилизованно
реагировать на горе. Он забыл только уточнить - на чужое горе. Если
смотреть на место катастрофы сверху - то кажется, будто клочки фольги
по лесной поляне разбросаны. Фольга, на которой раздавили красные-красные
ягоды... Останки погибших спасатели (за такую работу центральный
аэромобильный отряд МЧС перекрестили в аэромогильный) собрали быстро.
Где новые самолеты?
НЕБО
плакало вместе с людьми. Первых опознанных хоронили в Иркутске под
проливным дождем. А
страна тем временем перебирала версии. И остался "человеческий фактор"
- ошибка пилота в нештатной ситуации... Но
ошибка пилота - всегда лишь "спусковой крючок" вызревавшей трагедии.
Когда в декабре 1995 года упал Ту-154 под Хабаровском, следователи
собирали и выклеивали 40 суток 15 тысяч фрагментов, чтобы установить
причину трагедии. Там тоже был виной "человеческий фактор". Экипаж
потерял контроль за пространственным положением воздушного судна.
Почему? Да потому, что авиагоризонт - основной прибор летчика -
сделан по принципу "вид самолета на землю" и на крен самолета можно
сразу и не обратить внимания. Было сделано предписание - надо восстановить
звуковую сигнализацию "крен велик", которую почему-то решено было
отключить еще в августе 1986 года... Ошибку
пилота может спровоцировать любая мелочь - например, нерациональное
расположение в Ту-154 табло у бортинженера. Ежегодно с этим же типом
самолета случаются в воздухе десятки инцидентов из-за того, что
срабатывает сигнализация засорения фильтров сразу на двух или трех
двигателях. Когда наш Ту-154 был вынужден экстренно прекратить взлет
в Тель-Авиве 26 июня 1996 года, произошло это из-за ложного срабатывания
сигнализации об отказе двигателя, у командира просто-напросто вырвалась
из рук рукоятка реверса. Авиационные
специалисты знают, что есть серия ошибок, характерных только для
Ту-154: ошибочное включение реверса в полете, нарушения герметичности
трубопроводов, что приводит к срабатыванию сигнализации и систем
пожаротушения, засорение фильтров некондиционным топливом сразу
на трех двигателях, невыпуск одной из опор шасси. Такие случаи не
единичны. Но о них публика не узнает лишь потому, что авиакатастрофы
не произошло, отделались инцидентом. В среднем 16% авиационных происшествий
связано с отказом техники. Конечно,
мы все патриоты поневоле. Заявление, сделанное в горячке "Аэрофлотом",
что-де теперь они будут закупать французские аэробусы, ничего не
изменит. Мы обречены еще очень долго летать именно на Ту-154 - самом
массовом и самом современном российском лайнере. Еще
шло опознание жертв катастрофы, а "Владивосток-авиа" на одном из
двух оставшихся у компании Ту-154 снарядил новый чартерный рейс.
И куда денешься - 134 человека полетели, как ни в чем не бывало.
Между тем, когда "Конкорд" - самый дорогой самолет в мире - рухнул
на отель под Парижем в июле прошлого года, французские авиалинии
приостановили полеты этих лайнеров до выяснения всех обстоятельств.
А у нас все известно заранее?
|
Людмила
ПРОШАК
|