Число
жертв постоянно уменьшалось
На
заре авиации, в начале ХХ века аварии летательных аппаратов рассматривались
как нечто само собой разумеющееся. Авиаторами становились смельчаки, у
которых тяга к неизведанному превышала инстинкт самосохранения. Первые
самолеты строились эмпирически, без строгих научных расчетов. Отсюда и
большое количество аварий и катастроф.
Но, несмотря на многочисленные жертвы, авиация развивалась, и наступил
момент, когда появились коммерческие рейсы. На борт самолетов стали подниматься
пассажиры с билетами. К сожалению, для многих этот билет превращался в
пропуск на тот свет. Этому способствовало как техническое несовершенство
самолетов, так и малый опыт организации воздушного движения: диспетчерской
и других служб.
С переходом авиации на самолеты с реактивными двигателями шансы погибнуть
в авиакатастрофе у воздушных путешественников значительно уменьшились.
Скажем, в начале 1960-х гг. вероятность гибели для авиапассажиров составляла
1 на 100 тысяч.
1
к 500 тысячам
Сегодня,
у тех, кто летает реактивными лайнерами, шанс встретиться со смертью равен
1 на 500 тысяч.
Тем не менее этот шанс достаточно реальный. Например, в 1989 г. произошло
51 летное происшествие с пассажирскими коммерческими самолетами, в которых
погибли 1450 человек (сюда не включены случаи гибели, связанные с террористическими
актами).
Всего же в 1980-х гг. в авиакатастрофах ежегодно погибали в среднем 600
человек.
Увеличение в последние годы числа катастроф и соответственно смертей связано
с резким увеличением объема воздушных перевозок во всем мире. Вот очередной
парадокс технического прогресса: полеты становятся все безопаснее, но
в абсолютных цифрах число погибших увеличивается.
В авиакатастрофах погибли такие известные люди, как один из основателей
независимой Чехословацкой Республики Штефаник Милан, советский военный
деятель Ян Фабрицнус, президент Пакистана Зия-уль-Хак, президент государственного
нефтяного концерна Италии Энрико Маттеи, министр обороны Китая Линь Бяо,
бывший президент Панамы генерал Торрихос, президент Боливии Р. Баррьентос
Ортуньо, дочь президента США Кэтлин Кеннеди, министр внутренних дел Чили
генерал Оскар Бонилья. Правда, часть этих катастроф, возможно, произошла
из-за террористических актов.
Список жертв авиакатастроф будет неполным, если не упомянуть некоторых
"неполитических" знаменитостей - кинорежиссера Франке Индовину, американского
сенатора-миллионера Джона Хайнца, советского эстрадного пародиста Виктора
Чистякова, экс-чемпиона мира по боксу среди тяжеловесов Рокки Марчиано.
И конечно, небо активно отнимает жизни тех, кто связан с авиацией профессионально.
В авиакатастрофах погибли знаменитый летчик Валерий Чкалов, французский
писатель Антуан де Сент-Экзюпери и первый космонавт мира Юрий Гагарин.
|