Когда
гибнут самолеты
Проанализировав
характер авиакатастроф, происходящих в наше время, лондонский "Экономист"
приводит следующую характеристику летных происшествий: при разгоне происходит
18 процентов аварий, при взлете 11 процентов, при наборе высоты - 7 процентов,
при горизонтальном полете - 5 процентов, при последующем снижении - 3
процента, при заходе на посадку - 12 процентов, при посадке - 16 процентов
и, наконец, при приземлении - 25 процентов.
Почти половина пассажиров, погибших в катастрофах реактивных лайнеров
в 1981-1990 гг., лишились жизни в самолете, который врезался в землю.
Бывают и поразительные случаи - например, с самолетом турецкой компании
"Дуглас-10", когда из-за плохо закрытого люка потоком воздуха (следствие
перепада давления) из авиалайнера вытянуло 20 человек. Даже если разгерметизация
происходит на небольшой высоте, это создает значительные проблемы, а на
высотах порядка 10 тысяч метров взрывная декомпрессия приводит к тому,
что лопаются барабанные перепонки, людей вырывает вместе с креслами...
Из-за
чего гибнут самолеты
Основные
причины гибели гражданских самолетов в наше время таковы: технические
неполадки, ошибки пилотов, ошибки авиадиспетчеров, международный терроризм,
роковые случайности (столкновение с птицами, попадание молнии и т.д.).
На счет ошибок пилотов западные эксперты относят большую часть всех летных
происшествий. Не всегда ошибка пилота - это его собственная вина. К неправильным
действиям может подтолкнуть множество факторов - начиная с неудобной компоновки
кабины пилота и кончая сбивающими с толку указаниями диспетчеров.
Случайные причины тоже вносят свою трагическую лепту в список аварий летательных
аппаратов. 2 июля 1991 г. в районе Тувы (СССР) разбился вертолет, двигатель
которого отказал из-за попадания грозового разряда; погибли 13 человек.
"Мировой рекорд" по числу жертв в авиакатастрофе установлен 27 марта 1977
г., когда в районе Тенерифа столкнулись два авиалайнера "Боинг-747" компаний
"Пан-Америка" и КЛМ. Погибли 583 человека. В "одиночном разряде" высшее
достижение также принадлежит "Боингу-747", на этот раз компании JAL. Он
разбился близ Токио 12 августа 1985 г., унеся жизни 520 пассажиров и членов
экипажа.
Жертвы
противостояния
В ряде случаев гибель самолетов происходит из-за политических амбиций и
идеологического противостояния различных государств.
В 1991 г. СССР признал, что 13 июня 1952 г. советским истребителем был
сбит над международными водами шведский самолет ДС-2 (почти 40 лет Министерство
обороны утверждало, что шведы нарушили воздушное пространство СССР). Причина,
по которой истребитель атаковал ДС-2, не совсем ясна-то ли это был приказ
командования, то ли у советского летчика не выдержали нервы.
Так же памятна история с южнокорейским "Боиигом-747" (КАЛ-007), сбитым
над территорией СССР в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 г. Сейчас
уже не столь важно, случайно или преднамеренно сбились с курса его пилоты.
Никто не вернет жизни 269 погибших тогда пассажиров и членов экипажа.
|