САМОЛЕТ
Ту-154, летевший из Тель-Авива в Новосибирск, рухнул в Черное море
с высоты более 11 км. Насколько возможно установление истинной причины
авиакатастрофы, когда обломки самолета исчезают на огромной морской
глубине площадью в несколько десятков квадратных километров? На
этот вопрос корреспонденту "НГ" ответил один из наших
экспертов, специалист по испытанию самолетной техники, бывший сотрудник
Летно-испытательного института им. Громова Юрий Цовьянов:
-
Прежде всего замечу, что для того, чтобы получить относительно объективную
оценку случившегося, версию технических неполадок надо отбросить
в первую очередь. Не бывает таких неполадок, чтобы самолет ни с
того ни с сего взорвался в воздухе. Во всех прочих случаях экипаж
мог и обязан был связаться с землей и сообщить о неполадках. Если
предположить, что у самолета отказали все двигатели, а экипаж не
мог выйти на связь по причине отказа системы, то лайнер разбился
при ударе о воду. При этом на месте катастрофы должно остаться топливное
пятно и разброс обломков будет незначительным. Насколько же известно,
ярко выраженного топливного пятна на месте крушения нет, а обломки,
по информации МЧС, разбросаны в радиусе 25 км. Из этого можно сделать
вывод, что самолет скорее всего начал разрушаться еще в воздухе.
Причиной этого может быть либо сильный взрыв на борту, либо попадание
ракеты.
Большинство
обломков и "черные ящики" лежат на глубине более 1000
метров, а начиная с глубины 100 метров в этом районе начинается
зона сероводородного загрязнения. В этой среде работа любой ныне
существующей глубоководной техники практически невозможна. Экспертам
придется работать лишь с тем материалом, что остался на поверхности.
А тяжелые самописцы в металлических корпусах, к сожалению, не плавают.
Однако при проектировании "черных ящиков" предполагалось,
что самолет может упасть в воду. Поэтому большинство моделей самописцев
оснащены сигнальными буями, по которым можно было бы определить
их местонахождение. Проблема, однако, в том, что трос, которым буй
крепится к самописцу, имеет весьма ограниченную длину и в данном
случае не достает до поверхности. Видимо, местонахождение "черных
ящиков" можно все-таки установить по сигналу радиомаяка, но
достать их с химически агрессивной глубины Черного моря, повторю,
едва ли возможно.
Роман Уколов.
|