ЧИСЛО
версий о причинах катастрофы лайнера Ту-154М над Черным морем сократилось
до двух. Об этом помимо заявлений политиков свидетельствует анализ
обстоятельств гибели самолета. Как заявил корреспонденту "НГ"
один из разработчиков Ту-154, ни одна из возможных технических неисправностей
на борту не могла привести к мгновенному взрыву. Об этом же свидетельствует
анализ предыдущих летных происшествий с машинами этого типа. Проанализируем
наиболее скандальную версию взрыва - поражение украинской зенитной
ракетой.
"УКРАИНСКИЙ
СЛЕД" ПОЧТИ НЕ ВИДЕН
Детальный
анализ этой версии, очень быстро распространенной американскими
электронными а затем и печатными СМИ, показывает, что она крайне
маловероятна. И вот почему.
Начнем
с того, что в ходе подготовки и проведения учений ПВО особое внимание
уделяется предотвращению всех возможных ЧП. Это касается решительно
всех - от старшего технического руководителя стрельбы до офицера
наведения (пуска, захвата - в зависимости от типа зенитного ракетного
комплекса). Практически все доклады в этот период на полигонах заканчиваются
словами "необходимые меры безопасности обеспечены (приняты)".
Сама
организация боевых стрельб в Крыму предполагает, что пуски зенитных
ракет планировалось осуществлять в весьма узком секторе, в сторону
моря, причем мишенная обстановка создавалась кораблями украинских
ВМС. Тактико-технические характеристики мишеней "Рейс"
или "КСР" (программа, высота и скорость полета, отметки
от них на экранах индикаторов в кабинах управления ЗРК) достаточно
хорошо известны украинским ракетчикам. Перепутать эти мишени с самолетом
Ту-154 практически нереально, да они и были разнесены по времени
и в пространстве.
Особо
подчеркнем, что учения ЗРВ ВС Украины проводились более чем в 320
км от места катастрофы российского авиалайнера. Такой зоны поражения
не имеет ни один ЗРК, стоящий на вооружении украинской армии. Зенитными
ракетными комплексами С-125 учебно-боевые стрельбы выполняются в
ходе плановой боевой подготовки на дальность 12-15 км, С-75 - 20-30
км, С-300 - не более 35-40 км. С-200 в советские времена редко когда
поражал мишени на расстоянии более 100 км, хотя его ракета может
преодолеть и 240-255 км.
Предположение,
что российский Ту-154 сбили ракеты типа 5В27 (ЗРК С-125), 20Д различных
модификаций и 5Я23 (ЗРК С-75), 5В55К и Р (ЗРС С-300), надо исключить
сразу - не то расстояние. Остается только ЗРК С-200 с ракетами 5В21В.
Однако и он даже гипотетически не мог поразить цель на таком удалении.
Маловероятен и случайный подрыв в окрестностях Ту-154 ракеты от
С-200, если бы она даже "вышла из-под контроля". В случае
срыва автоматического подсвета цели радиолокатором подсвета за ним
последовал бы и срыв автосопровождения цели головкой самонаведения
ракеты, и дальнейший полет "изделия" был бы беспорядочным
перемещением воздушного объекта.
Наконец,
комплексу С-200 перед стрельбой нужно захватить цель на сопровождение
радиолокатором подсвета цели и головкой самонаведения ракеты. Принять
за мишень гражданский самолет, следующий на высоте 11 тыс. метров
со скоростью 850 км/час по международному коридору, причем находящийся
вне разрешенного сектора стрельбы, и получить разрешение на открытие
огня (а оно обязательно запрашивается в таких случаях после захвата
цели на сопровождение и выглядит так: "Цель 3432, азимут 150,
дальность 75, высота 8, сопровождаю, прошу подтвердить задачу")
- да все это выглядит просто невероятно. Наконец, дальность 320
км - а именно на таком удалении находился российский самолет - находится
за гранью боевых возможностей С-200.
|