На
командном пункте учений принимают доклад: «На экране три цели!»
Приказ
генерал-лейтенанта Дьякова прозвучал незамедлительно: «Пошли
их в сраку! Огонь!»
Для
системы наведения мишень «Рейс» оказалась очень сложной. «Рейс»
вышел к зоне «захвата» 4 октября в 12.36. Радар С-200 не мог
четко «захватить» первую цель, однако с помощью наведения
с командного пункта бригады началось автоматическое сопровождение
всех трех целей. В 12 часов 41 минуту 20 секунд был произведен
пуск, при этом дальность цели №1 составила 26—28 км. Ракета
5В28 комплекса С-200В стартовала в заданном направлении, развивая
скорость свыше 1 км в секунду. На свою беду, в то же самое
время, с теми же курсовыми координатами, в том же направлении,
только на дальности в 260 км, летел по открытой международной
воздушной трассе самолет ТУ-154 — цель №2. Его присутствие
в зоне стрельбы командование учений по-прежнему игнорировало.
Через 29 секунд после пуска командир 1-го дивизиона Ю.Венгер
доложил, что наведение сорвано. В 12 часов 42 минуты 28 секунд
старший технический руководитель С-200 М.Жилков (он также
являлся начальником направления отдела подготовки войск ПВО)
доложил обстановку Дьякову. Дьяков решил, что С-200 промахнулся
и приказал уничтожить мишень комплексом С-300, но запуск не
был произведен. Почему-то генерал не запросил данные радиолокационного
контроля, и никто ему не доложил, что промахнувшаяся ракета
полетела дальше с набором высоты, чего по условиям учений
не допускалось. Причем 1-й дивизион продолжил автоматическое
наведение на оставшиеся в зоне «радиолокационного захвата»
цели. «Цель №2», которой по плану учений не существовало,
двигалась далеко за границами зоны учений на предельной дистанции
стрельбы в 250 км. Этим «фантомом» был ТУ-154! Никто на командном
пункте не обратил на это внимания. Не обратили внимания и
технические руководители автоматизированной системы управления
«Байкал» на КП бригады — А.Лунев и Н.Алпатов (оба — высокопоставленные
офицеры штаба зенитно-ракетных войск), хотя не заметить, что
наведение на незапланированные цели продолжается, было непросто.
Времени
оценить обстановку и принять решение было достаточно, поскольку
результаты пуска поступают на командный пункт в реальном масштабе
времени. Достаточно отключить питание, и ракета станет совершенно
безопасной!
Впрочем,
на КП учений царила вальяжная обстановка: море, солнце, напитки.
В благодушной идиллии, выслушивая бравые доклады о поражаемых
целях, почетные места рядом с А.Кузьмуком и В.Ткачевым занимали
хозяева полигона — российские военные во главе с командующим
Черноморским флотом Комоедовым и командующим ВВС Корнуковым.
Корнуков широко известен всему миру и как российский военачальник,
и как командир дивизии ПВО, которая 1 сентября 1983 года сбила
южнокорейский пассажирский лайнер Б-747. Адмирал Комоедов
через оптический прибор лично наблюдал за пуском С-200. По
словам очевидцев, сразу же после рокового пуска Комоедов,
следивший за восходящей траекторией ракеты, обратился к Кузьмуку:
«Александр Иванович, что-то не туда твоя ракета улетела…».
Министр попросил коллегу не беспокоиться: «Цель поражена».
В
12 часов 45 минут 4 секунды радиолокационная отметка ТУ-154
российской авиакомпании «Сибирь», следовавшая по маршруту
Тель-Авив — Новосибирск, исчезла с экранов российских авиадиспетчеров...
|