В
четверг, 4 октября, из аэропорта Бен-Гурион в Тель-Авиве в 12.00 по
московскому времени вылетел в Новосибирск самолет Ту-154 (бортовой номер
85693) авиакомпании "Сибирь", выполнявший регулярный рейс.
Через шесть часов полета он должен был приземлиться в аэропорту "Толмачево".
А в 13 часов 44 минуты он пропал с экранов радаров.
К тому времени самолет
уже находился в воздушном пространстве России, и вели его российские
-- ростовские -- авиадиспетчеры. На борту лайнера находились 64 пассажира
и 12 членов экипажа.
Это произошло в небе над Черным морем в 180 километрах от Адлера. Радары еще
зафиксировали вспышку, что дало повод предположить взрыв на борту самолета.
В момент катастрофы он летел на высоте 11 тысяч 100 метров со скоростью
850 километров в час. Не вызывало сомнения, что лайнер, чтобы с ним в
небе ни случилось, рухнул в море. Позже координаты падения обломков Ту-154
были определены точно: 42,11 градуса северной широты и 37,37 градуса восточной
долготы. Глубина море в этом месте составляет 1-2 километра.
В 14 часов 27 минут в точку катастрофы вылетел вертолет МЧС Ми-8, направились
буксиры из Туапсе и Новороссийска и одно судно, оказавшееся к тому моменту
ближе всех к предполагаемому месту падения. Туда же направился и самолет
Ан-12 Минобороны. Позже к ним присоединился самолет Ан-26 Федеральной
погранслужбы России и сторожевой пограничный корабль "Гриф".
При крейсерской скорости 50 километров в час на месте он должен был
оказаться только к вечеру.
Первыми следы катастрофы обнаружили вертолетчики. Они сообщили о маслянистом
пятне на поверхности море, обломки самолета и ограниченное количество
тел погибших пассажиров. Стало очевидно, что спасать уже некого.
Москва-Сочи.
В 16 часов 04 минуты электронная почти принесла сообщение о том, что президент
России Владимир Путин вызвал в Кремль главу ФСБ Николая Патрушева и
Министра обороны Сергея Иванова. Они доложили президенту имеющуюся на
тот момент информацию о катастрофе и предпринимаемых совместно с МЧС
мерах по организации поисково-спасательных работ. Сразу же президент
назначил секретаря Совета безопасности Владимира Рушайло председателем
комиссии по расследованию причин катастрофы над Черным морем.
С новосибирской стороны в комиссию был включен глава областной администрации
Виктор Толоконский. В телефонном разговоре с губернатором Владимир Рушайло
попросил его оставаться в Новосибирске, а для непосредственной работы
в комиссии в Сочи был командирован первый заместитель главы обладминистрации
Виктор Косоуров. Штабом комиссии стал аэропорт Адлер -- место, наиболее
удобное для оперативного реагирования на новую информацию от поисково-спасательных
команд. Сюда же, предполагалось, будут прилетать родные и близкие погибших,
чтобы получать информацию в первую очередь, а также представители израильской
стороны.
Новосибирск.
Аэропорт "Толмачево".
В трансфертном зале на втором этаже здания аэропорта "Толмачево"
разместился штаб, возглавляемый начальником управления гражданской
авиации по Сибирскому округу Владимиром Тасуном. Сюда обращаются
родные и знакомые пассажиров тель-авивского рейса. Двери штаба закрыты
только для журналистов. Мы мечемся между этими дверями и телевизорами
в зале ожидания: и оттуда, и отсюда может
быть свежая информация.По
телевизору говорят о решении израильских властей прекратить на время
полеты в Новосибирск, а зам. гендиректора авиакомпании "Сибирь"
Наталья Филева уверена, что причиной катастрофы не может быть неисправность
самолета. "Эта машина лучшая в Сибири", -- говорит
она, но с экрана трудно понять - в Сибири или в "Сибири"? Ту-154
эксплуатируется с 1991 года, последний плановый ремонт был проведен в
1999 году. А из штаба никакой информации. Все знают, что губернатор прибыл
в штаб примерно через час после информации о катастрофе, а значит, обязательно
сделает заявление для прессы.
Он вышел в 21.30 по местному времени. Трудно припомнить, был ли Виктор
Толоконский когда-нибудь еще столь же подавлен и взволнован. Возникла
пауза. Журналисты ожидали от него заявления, а он, похоже, ждал вопросов.
Его можно понять: последние три часа губернатору приходилось общаться
с встречающими рейс, то есть с родственниками погибших. Всех - встречающих,
журналистов, - интересуют прежде всего списки пассажиров.
- Вы знаете, точных списком нет, и они, я думаю, будут полностью уточнены
к концу завтрашнего дня, - медленно говорит Виктор Толоконский. - Понимаете,
при регистрации указывается фамилия, и нет ни паспортных данных, ни
каких других. В таких условиях при распространенных фамилиях невозможно
сделать список официальным. По встречающим (по информации, полученной
от встречающих - С.П.) - есть новосибирцы, есть красноярцы, есть из
Искитима и Казахстана. Иногородним оказывается всяческая поддержка.
Кому требуется, тому предоставляется за счет авиакомпании "Сибирь"
гостиница. Кому нужен транспорт, того компания им обеспечивает. Приехавшим
из Казахстана потребовалось поменять их деньги на рубли. Аэропорт поменял,
а завтра я перечислю аэропорту эту сумму.
Последняя новость из уст губернатора: Ту-154 наблюдали с самолетов украинской
и армянской авиакомпаний. Ан-24 из Армении шел параллельным курсом на
высоте 6 тысяч 300 метров, и пилот видел, как произошел взрыв. Абсолютно
все данные аккумулируются в правительственной комиссиеи, чтобы по этой
информации можно было воссоздать максимально полную картину случившегося.