Самолет
Ту-154 авиакомпании "Сибирь", совершавший рейс по маршруту
Тель-Авив - Новосибирск, исчез с экранов радаров 4 октября. Сейчас
уже никто не сомневается в том, что самолет был сбит по ошибке украинскими
ПВО. Последним этот факт признал Киев.
Практически
сразу после гибели самолета были выдвинуты три версии катастрофы
- теракт, попадание ракеты и крушение из-за технических неполадок.
Первая версия поначалу была доминирующей, слишком свежи были впечатления
от произошедших 11 сентября в США терактов с использованием гражданских
самолетов. Однако постепенно версия поражения самолета ракетой украинских
ПВО, проводивших учения в Крыму, потеснила все остальные. Слишком
неопровержимыми были доказательства: время запуска ракеты совпадало
с моментом крушения самолета, а в деталях обшивки были найдены следы
от шрапнели, которой начиняются ракеты зенитного комплекса "С-200".
Несмотря на очевидность доказательств, Украина до последнего не
признавала своей вины, что сильно подпортило ее международный имидж.
Пытаясь
спасти честь мундира, украинские военные до конца отрицали очевидное,
что вызвало недовольство не только в мире, но и в самой Украине.
Уже на следующий день после катастрофы проведенные в Киеве соцопросы
показали, что большинство жителей столицы Украины склонны винить
в гибели самолета военных. Как те ни доказывали, что ракеты комплекса
"С-200" не могут самонаводиться и поражать цели за пределами
двухсоткилометровой зоны, им мало кто поверил.
Еще
через день-два о причастности военных к катастрофе вслух заговорили
политики, хотя комментарии поначалу и были осторожными. Постепенно,
с обнародованием неопровержимых улик, комментарии политиков становились
все более категоричными. Первым отставки министра обороны Александра
Кузьмука потребовал первый вице-спикер Верховной рады Виктор Медведчук,
заявивший 11 октября о том, что если вина военных будет доказана,
то министр должен подать в отставку. Затем его позицию поддержало
большинство украинских политиков. Тогда еще не было широко известно
о том, что рапорт об отставке Кузьмука, косвенно подтверждавший
вину военных, уже давно пылился на столе у президента. Зародилась
и приобрела популярность идея установления жесткого гражданского
контроля над действиями военных. В околополитических кругах всерьез
даже обсуждалась идея установления российского контроля над украинскими
ПВО.
В
этой ситуации Москва, которая при Путине взяла курс на сближение
с Украиной, повела себя более чем корректно по отношению к Киеву.
Российские официальные лица не стали выдвигать никаких обвинений
и не пытались оказывать давление на украинское руководство вплоть
до того момента, когда количество неопровержимых улик развеяло все
сомнения в невиновности украинских военных. Только тогда, когда
стало окончательно ясно, что самолет стал жертвой неудачных учений,
позиции россиян несколько ужесточились, но и тогда они не приобрели
ультимативного характера. Главу СБУ Евгения Марчука просто пригласили
в Сочи осмотреть практически воссозданный из обломков самолет со
следами поражения от разрыва ракеты.
Не
признать очевидного Марчук не мог, допустив возможность поражения
самолета украинскими военными. Однако работа украинской комиссии
по расследованию причин катастрофы затянулась еще более чем на неделю,
и только сегодня были оглашены ее результаты, а с ними приняты отставка
министра обороны и решение усилить гражданский контроль над армией.
Несмотря
на то, что признание вины военных нелегко далось официальному Киеву,
украинские власти сделали шаг в нужном направлении. Продолжай они
отрицать очевидное и дальше, международный имидж государства был
бы еще более подорван. Понятно, что Леониду Кучме было тяжело расставаться
с преданным ему министром-силовиком, но международный этикет этого
требовал, и он в итоге был соблюден. Этот шаг президента облегчит
в дальнейшем отношения Украины с Россией и Израилем, которые в противном
случае вынуждены были бы переступать через неискренность украинского
государства по отношению к ним. Немаловажно также и то, что отныне
все запуски зенитных ракет будут приостановлены до выяснения их
точных характеристик и технического состояния. Садясь в пролетающий
над Украиной самолет, пассажир должен быть уверен, что не станет
очередной жертвой неудачных стрельб.
|